Тавтология простыми словами

Тавтология - что это простым словами, отличия от плеоназма

Я уже рассказывала о том, что такое плеоназм. Давайте теперь разберемся, чем от него отличается тавтология.

А если вдохновение требует творить, а не вникать в нюансы — вы всегда можете обратиться за редактурой, корректурой, вёрсткой и др. =)

Если кратко:

  • плеоназм – это речевая избыточность. Мокрая вода, пожилой старик, поднялся вверх (кстати, одна из самых частых ошибок у многих авторов),
  • тавтология – это, простыми словами, повторение однокоренных или и вовсе одинаковых слов. Самый, наверное, известный пример – масло масляное. 

Тавтология и плеоназм – вещи разные. В отличие от плеоназма, где повторяется не форма слова, а смысл, тавтология связана именно со схожестью звучания. И если плеоназм не всегда ошибочен, то тавтология – почти всегда. 

В некоторых статьях можно встретить такое определение тавтологии:

Тавтология – это избыточный плеоназм.

Довольно забавно, потому что «избыточный плеоназм» – это уже плеоназм! Сломали голову, да? Всё просто: плеоназм – речевая избыточность. Избыточный плеоназм – по смыслу все равно что избыточная избыточность. Но если написать «избыточный плеоназм» – это будет плеоназмом, а если «избыточная избыточность» – тавтологией. Потому что в первом случае идет повтор смысла, во втором – и смысла, и формы (корня слова).

Избыточный плеоназмЭто плеоназмПовтор смысла
Избыточная избыточностьЭто тавтологияПовтор и смысла, и формы

Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:

Также у меня имеется ТГ-канал, где есть то, чего нет больше нигде:

«ТЕРРАГОЛИКИ ВСЕХ СТРАН»

Откуда берется тавтология?

Почему вообще в текстах появляются тавтологии? Обычно это происходит из-за бедности словарного запаса и плохого чувства языка. Еще порой автор увлекается доказыванием своей точки зрения, но не может найти для этой цели иных средств, кроме повторения уже сказанного. Тогда текст разрастается до слоновьих размеров, но этот большой объем несет в себе очень мало сути.

Подобное в среде копирайтеров часто называют «водой». Излишние уточнения, очевидные высказывания, приевшиеся клише, шаблонные шаблоны (вот, кстати, тавтология!) – все это делает текст больше, но не лучше. А это в художественной литературе – отнюдь не равнозначные понятия.

Можно ли использовать тавтологию в тексте?

Хотя я сказала, что тавтология – ошибка, из любого правила есть исключения. Иногда тавтологию можно использовать. 

Возьмем для примера тот же шаблонный шаблон. Звучит некрасиво, но допустим, что у нас диалог заказчика и дизайнера. В хорошем тексте диалоги всегда звучат живо, не выспренно и не книжно – это, кстати, одно из отличий хорошего текста от плохого. Они звучат так, как говорили бы люди в реальной жизни (подчищенно от всяких «ммм… эээ…» и прочих междометий, но все равно естественно). А в реальной жизни мы очень часто совершаем речевые ошибки. И когда нужно стилизовать речь персонажа, придать ей убедительности, сделать живой – на помощь приходит в том числе и тавтология.

Представьте: заказчик недоволен тем, как дизайнер нарисовал ему сайт. Итог получился невыразительным, скучным, сто раз виденным. Что скажет заказчик (если опустить всю обсценную лексику)? «Шаблонный шаблон!» И это не будет ошибкой, потому что в сердцах мы еще и не то можем ляпнуть. Но подчеркну еще раз: ошибкой это не будет только в речи персонажа. Если автор в описании, скажем, интерьера выдаст что-то вроде «Квартира являлась чистейшим образцом шаблонного шаблона – белые стены, такой же белый потолок и серый линолеум», то это уже будет примером тавтологии и знатным косяком. 

Кстати, в предложении есть еще и канцелярит. Найдете? Честь вам и хвала =) Нет – читайте статью «Отпугиваем читателей«. 

Но, опять же, оговорочка: если у нас сатирический текст, то вполне допустимо и использование тавтологии в авторской речи. Смешные примеры тавтологий, как с тем же шаблонным шаблоном, можно найти даже у классиков. Но чтобы это делать, нужно не только четко понимать суть явления, но и хорошо чувствовать текст. Иначе может выйти не убедительно и не смешно, а глупо. 

Итоги – когда и как использовать тавтологию

Тавтология подходит, если нужно:

  • передать речь персонажа, сделать ее живой,
  • создать сатирический эффект,
  • усилить впечатление – обычно в эпосе, песнях или стихах. В художественной прозе такое буквальное повторение нередко приводит к излишнему пафосу,
  • налить в текст воды (вредный совет, конечно, но мало ли). С той же целью отлично подходит плеоназм. Иногда, впрочем, он тоже выступает как стилистический прием – я поясняю это здесь

Источники:

  1. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
  2. Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

Дорогие читатели!

Если статья была полезна, вы можете поддержать ее, поделившись в соцсетях или кликнув по кнопочкам ниже:

Вы также можете поддержать меня, подписавшись на мою группу Вконтакте.

Или разместить отзыв на книгу:

(Visited 1 times, 1 visits today)
Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *