
«Цветы для Элджернона» – невероятно болезненная и сильная история, которую мне даже сложно с чем-то сравнить. Она оставляет настолько долгое щемящее послевкусие, что не забывается годами. Я считаю эту книгу одной из лучших, которые когда-либо читала. А теперь она есть у меня в бумаге – благодаря Анастасии Сизиковой (а на полочку я ставлю только те произведения, которые меня впечатлили больше всего).
Впервые я прочла «Цветы для Элджернона» где-то лет в восемнадцать, что ли. Помню, что долго плакала. Сейчас восприятие немного изменилось. Я увидела, как несколько нарочито и поспешно автор спускает героя с вершин (что, впрочем, не помешало мне и в этот раз пустить слезу). Но обо всем по порядку.

В одном серьезном институте учёные ищут способ повысить коэффициент интеллекта. Как водится, вначале новую технологию испытывают на животных – а именно, на мышонке по кличке Элджернон. И когда мыш начинает демонстрировать явно возросшую сообразительность, исследователи переходят ко второй стадии: тесты на людях.
Кто может быть более подходящим для подобного эксперимента, как не умственно отсталый парень? Из учащихся специализированной школы лучше всех подходит Чарли: он добродушен, неагрессивен и обладает крошечным IQ. Именно ему предстоит испытать на себе, каково это – из глупца превратиться в гения. Но если подобная трансформация кажется чудесной, то не спешите с выводами: Чарли сделает немало открытий – как о самом себе, так и о людях вокруг, и не всегда эти открытия будут радостными. А у эксперимента меж тем обнаружится непредвиденный и страшный побочный эффект. Что ждёт Чарли и всегда ли большой ум – большое благо?..
Читая «Цветы для Элджернона», я думала о том, что всё-таки есть огромная разница между тем, понимает ли человек истинное отношение других людей к нему или нет. Когда ты уже знаешь, что над тобой потешаются, очень трудно это забыть и вновь считать всех друзьями. Да, даже если ты слабоумный. Потому что есть вещи, которые понимаешь не умом, а сердцем. И если поначалу Чарли готов был смеяться над собой вместе с другими и прощать любые тычки, то поняв свое заблуждение, он уже не может вернуться к прежнему счастливому неведению.
Возможно, в этом и причина того, что из доброго, глупого и наивного Чарли становится не только умным, но одновременно и озлобленным. Горе от ума. Скорее, даже так – одиночество от ума. Чем ты интеллектуально выше, тем труднее тебе придется. Тем меньше вокруг будет тех, с кем ты почувствуешь душевное единение, кому будут понятны твои тревоги. Поэтому Чарли теряет друзей одного за другим – начиная от бывших коллег по пекарне, которые откровенно над ним издевались, и заканчивая своей учительницей Алисой, с которой безуспешно пытался сблизиться. И в конце концов его единственным другом остаётся мышонок Элджернон.
Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:
Также у меня имеется ТГ-канал, где есть то, чего нет больше нигде:
Но больше всего в книге «Цветы для Элджернона» меня триггерило другое: это ведь огромное заблуждение – думать, будто тебя полюбят лишь за выдающиеся способности и достижения. И такое заблуждение делает многих несчастными. Почему Чарли считал, что его как личности не существовало до эксперимента? Почему так же считали профессора, проводившие с ним этот эксперимент? И почему обычная учительница Алиса разглядела в нем эту самую личность и полюбила ее задолго до того, как Чарли поднялся на вершину интеллектуальных возможностей? Не потому ли, что Алиса сама была «середнячком», зато прекрасно умела понимать, чувствовать и уважать людей?
Впрочем, у Чарли есть причина заблуждаться, считая, что его не полюбят. Ведь именно так относилась к нему мать: стыдилась и всей душой желала, чтобы сын наконец-то поумнел. Для нее между любовью к своему ребенку и его коэффициентом интеллекта стоял знак равенства. И это, конечно, убивало меня, пока я читала. Убивало ещё и потому, что Чарли, даже став гением, так и не стал счастливым. Потому что то, что ему на самом деле было нужно, чего он желал всей душой, куда больше гениальности, – признание и одобрение родителей – он так и не сумел получить.
Мне кажется, что весь этот бесчеловечный эксперимент был задуман теми, кто полагает, будто глупых и несовершенных нельзя любить. Теми, кто любит исключительно за достижения. Это настолько порочная практика, что хочется выть. Особенно понимая, насколько она распространена и сколько детей вырастают искалеченными морально (а подчас и физически) в попытках заслужить любовь – ту любовь, что должна быть безусловной.

Хотите отзыв на свою книгу? Напишите мне! Подробнее — тут
А заслужить ее по факту невозможно. Потому что если человек готов любить лишь «за что-то» – он не умеет любить вообще. И таких людей хочется вместо Чарли положить под нож хирурга, чтобы им эту неспособность «исправили», как они любят всех исправлять.
Я не знаю, что было сильнее в конце: боль от того, к чему в итоге пришел Чарли, или осознание, что всё-таки это было не зря. Как и, наверное, любой другой гений, Чарли был обречён на одиночество, и тем горше было наблюдать за бесплодностью его попыток это одиночество с кем-то разделить. Печальная ирония – когда единственным близким существом остаётся зверёк. Но автору как будто и этого мало, и он все бьёт и бьёт по несчастному Чарли новыми бедами. И только лучик во тьме – сделанное Чарли открытие – не даёт этой книге окончательно стать историей с беспросветным финалом.
Рекомендую ли я «Цветы для Элджернона»? Безусловно. Но не удивляйтесь ничему: книга поражает с первых строк. И главное – понять ее правильно…
Цитаты из книги «Цветы для Элджернона»
Ты человек которому Господь дал так мало делаешь куда больше чем люди с мозгами которые не знают как ими пользоваться.
Теперь я понимаю, что одна из главных задач колледжа — объяснить людям, что то, во что они верили всю жизнь, на самом деле совсем не так и что ничто не является на самом деле тем, чем кажется.
Я растерян. Я больше не знаю, что я знаю.
Мало того, что все они лишь самые обычные люди, они еще и одержимы страхом, что остальной мир поймет это.
— Почему ты не смотришь на меня? Притворяешься, что я не существую?
— Нет, Чарли, — прошептала она, — я притворяюсь что не существует меня…
Все было прекрасно, пока они могли смеяться надо мной и чувствовать себя умниками за мой счет, но теперь они оказались ниже кретина, над которым вдоволь поиздевались в свое время. Удивительным ростом своих способностей я заставил их «я» сильно уменьшиться в размерах и вытащил на свет божий все их недостатки. Я предал их, и за это они возненавидели меня.
Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня?
Я открыл, как человек может начать презирать самого себя. Это происходит, когда он сознает, что поступает неправильно, но не может остановиться.
Может, страх и тошнота уже не море, в котором тонут, а всего лишь лужа, криво отражающая прошлое? Я свободен?
Язык, выразился он, иногда вместо дороги превращается в барьер.
Лед треснул, и полоса чистой воды между нами становится все шире.
Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они.
Я говорю на двадцати живых и мертвых языках, я — гениальный математик, я сочиняю фортепианный концерт, который навеки оставит мое имя в памяти человечества. Как сказать ему? До чего же глупо выгляжу я, наверно, со стороны, сидя в занюханной парикмахерской и надеясь, что отец погладит меня по голове и скажет: «Хороший мальчик»… Как сияли его глаза, когда я научился завязывать шнурки и застегивать рубашку… За этим я сюда и пришел, но понял, что не получу ничего.
Совсем недавно люди смеялись надо мной… А теперь сам присоединился к их веселому хору. И от этого больнее всего.
Познание самого себя включает не только прошлое, но и будущее, не только те места, где я был, но и те, где буду. Я не только некто, но и способ существования этого некто — один из многих способов, и мне необходимо не только знание той дороги, по которой я иду, но и всех возможных дорог.
Я вспомнил хозяйку дома — женщину с багрово-красной родинкой в поллица, заику-учителя, добрую директрису, молодого психолога с усталым лицом. Как они нашли дорогу сюда, чтобы посвятить себя служению этим молчаливым умам? Подобно парню, державшему на руках младшего собрата, каждый из них нашел смысл жизни в том, чтобы отдать часть ее обделенным жизнью.
Интересно, сколько загадок остались нерешенными только из-за того, что ученые или слишком мало знали, или слишком верили в себя и возможности управления процессом созидания?
Я знаю то, чего вы все не заметили: голые знания, не пронизанные человеческими чувствами, не стоят и ломаного гроша.
Разум — величайшее приобретение человечества! И все же слишком часто погоня за знаниями подменяет поиски любви. Я дошел до этого совсем недавно. Предлагаю рабочую гипотезу: человек, обладающий разумом, но лишенный способности любить и быть любимым, обречен на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжелое психическое заболевание.
Замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие.
Неужели он боится увидеть Бога? Или он боится не увидеть ничего?
Вселенная расширяется — каждая частичка удаляется от другой, швыряя нас в темное и полное одиночества пространство, отрывая нас: ребенка от матери, друга — от друга, направляя каждого по собственной тропе к единственной цели — смерти в одиночестве. Любовь — противовес этому ужасу, любовь — акт единения и сохранения.
А вы читали эту книгу? Поделитесь мнением, мне интересно! А если хотите получать уведомления об ответах, поставьте галочку «Поделиться с друзьями» =)

Дорогие читатели!
Если статья была полезна, вы можете поддержать ее, поделившись в соцсетях или кликнув по кнопочкам ниже:
Вы также можете поддержать меня, подписавшись на мою группу Вконтакте.
Или разместить отзыв на книгу: