Бывало ли у вас ощущение, что, читая книгу, вы не могли понять, нравится она вам или нет? Что трудно решить, хороша она для вас или плоха? У меня вот было – когда я читала историю, о которой сейчас пойдет речь: Ксения Корнилова «Рай». Собственно, весь дальнейший отзыв будет посвящен объяснениям, почему это так 😁
Но сначала о книге и о том, чем она меня привлекла.
Увы, я не нашла ответ на этот вопрос в книге. Точнее, так – главный герой одновременно и принимает эту предопределенность (согласитесь, трудно сопротивляться тому, с чем прожил всю жизнь, это вообще почти невозможно, если не знаешь иного), и бунтует против нее. Причем что интересно – его бунт выглядит довольно вялым до тех пор, пока несправедливость общественного устройства не приводит к чудовищным последствиям для его друзей. То есть пока ГГ страдает сам, он терпит. Но несправедливости в отношении тех, кто ему дорог, он уже потерпеть не может.
Главный герой… Райан Ричер. Рай. Вот вам первая «перекличка» – с названием книги. Ричер… С английского to reach – достигать, добиваться. Reach – богатый. Reacher – дотягивающийся. И попробуйте убедить меня, что фамилия героя выбрана случайно.
Он действительно дотягивается – до тех, кто виновен в страданиях немногих дорогих ему людей. Какой ценой – об этом и книга.
Ну и ещё немножко про Райана. Так как он тоже меченый, то путь к хорошей жизни ему заказан. Неизвестно, станет ли Райан преступником, как его отец, но лучше ж перестраховаться, верно? Поэтому он, как и многие другие меченые, вынужден жить в общежитии с плесневелым потолком, перебиваться случайными заработками и каждый вечер подтверждать свое присутствие дома – в унылой комнатушке, запереть которую можно лишь на ночь. Страх перед потомками преступников заставил общество согнать их в гетто, за железные ворота и колючую проволоку, установить им комендантский час, запретить защищать даже свои скудные пожитки… И держать в ужасе перед теми, кто зовётся Они и способен на всё. Ничего не напоминает?
Райан и другие меченые не знают иной жизни и поэтому принимают эту – жизнь, где никого не волнует, будешь ли ты сегодня сыт, сумеешь ли хоть где-нибудь подработать. Это очень странная система – и не тюрьма, и не свобода. Тебе дают жилье, но не пищу и не заработок. Ты можешь выходить за пределы гетто, но не суйся в кварталы богачей. Если ты умрёшь, всем будет наплевать. Всем, кроме одного или двух таких же, с которыми ты сумел сблизиться.
Райан сближается с японцем Хикэру, каждый вечер ждущим его с миской лапши, и меченой девушкой Флэйм. И оба они сыграют важные роли в его жизни. Дадут ему цель. Может быть, спорную. Но я считаю – справедливую. По крайней мере, они заставят его действовать, а не тянуть лямку изо дня в день, сидя в старом доме и воображая несбыточное.
Две в одной
Это я про истории. Их здесь две, и это выясняется внезапно. Как говорится, ничто не предвещало. Вот только что мы с Райаном ходим по круговому маршруту «общежитие для меченых – поиски работы – тяжкий копеечный труд – миска лапши в ресторанчике старого японца» и вдруг оказываемся на жарком острове в теле парня по имени Аллистер. Такой перескок меня поначалу сбил, ведь и в самом деле – не предвещало ничего. Сразу вопрос: что происходит? Куда подевался унылый город, общага, Рай? Конечно, со временем всё встаёт на свои места (даже – спойлер – появляется ещё одна «перекличка» с именем героя). Открывается смысл этих сплетённых историй, которые поначалу кажутся сном, ведь в одной из них герой засыпает, а в другой – просыпается. Становится даже понятно, что они не происходят параллельно в одно и то же время. Но впервые увидев Аллистера, испытываешь лёгкий шок.
На острове жизнь не менее странная, чем в городе. Люди вроде бы современные, но живут в хижинах. Ни телефонов, ни интернета, ничего. Охотятся, собирают плоды. И круглосуточно охраняют остров от вторжения Чужаков.
Эта вторая история тоже будет раскручиваться постепенно. Глазами Аллистера мы посмотрим на непроницаемое ограждение вокруг острова, его ушами услышим легенду о катастрофе, его разумом попытаемся разгадать тайну убийств…
В конце концов истории Райана и Аллистера сплетутся воедино – весьма неожиданным образом, надо сказать. И вот тут-то придется крепко подумать – так ли уж неправы те, кто загоняет меченых в гетто? Или все же не стоит их озлоблять? Работает ли «ген преступника» или же первостепенное значение имеет отношение к человеку? Мог ли Райан Ричер избежать повторения участи своего отца? Всегда ли он знал, что кого-нибудь убьет, было ли это предопределено наследственностью – или же убийцу из него выковали?
Честно говоря, книгу стоит перечитать. Зная, что такое этот остров, кто такие Чужаки, как всё это связано и что в итоге делает Райан – прочесть ещё раз, по-новому глядя на заданные автором вопросы и брошенные намёки. Переосмыслить. И, возможно, изменить отношение к героям и ответы, данные самому себе.
И обещанные цитаты:
– Ты замечал, как наши возможности похожи на эту лапшу? Вот ты сидишь и пытаешься ухватить и съесть еду, которую принёс тебе твой скромный друг. Ты мучаешься и страдаешь, потому что так и не научился есть палочками, хотя и бываешь тут каждый день. Ты мучаешься и страдаешь, но не решаешься попросить у твоего дорогого друга вилку. Ты мучаешься и страдаешь, но и сам ни разу не принёс вилку с собой. Так вот, как и эту лапшу, жизнь постоянно даёт нам возможности, но мы либо не имеем навыков, чтобы ими воспользоваться, либо не обладаем решимостью, чтобы найти способ воспользоваться ими, либо оказываемся и вовсе не готовыми к тому, что жизнь нам что-то подарит. Мы ходим без своих вилок, Рай, и потому наша жизнь похожа на череду возможностей – череду мисок с лапшой, которые мы никогда не съедим.
– Ты называешь хорошим день, в который ты три часа приводил в порядок свой ресторан после налёта каких-то уродов, Хикэру…
– Я называю хорошим день, в котором у меня была неплохая выручка, возможность угостить маленького шалопая своей нехитрой стряпнёй и добрая беседа с хорошим другом. Этого ли недостаточно, чтобы считать день хорошим и прожитым не зря?
Это самое большое заблуждение, в которое мы все иногда попадаем, – считаем, что могли поступить иначе.
Сегодня жизнь познакомила меня с двумя новыми людьми, и один отнял у меня моё, а второй поделился частью своего. И каждый сделал именно то, что позволило ему его внутреннее богатство. Это на самом деле поразило меня, Хикэру. Неужели мы поступаем плохо с людьми из-за собственной духовной бедности?
Почему, как ты думаешь, я кормлю тебя лапшой вот уже десять лет с того самого дня, как нашёл тебя полуживым у своих дверей? Не потому, что я хороший, Рай. А потому, что я очень хочу быть таким. Делая добро, я начинаю нравиться сам себе, а, получая взамен отдачу, наслаждаюсь плодами своего поступка. Тем более что мне совсем не представляет никакого труда вынести одну лишнюю тарелку лапши, оставшейся после рабочего дня, мой дорогой друг. И всё равно, несмотря на простоту моего поступка, я уже кажусь сам себе добрым и хорошим человеком. Возможно, поэтому твой сегодняшний новый знакомый, поделившийся чем-то своим, сделал это от избытка и потому, что ему это ничего не стоило. Но это не значит, что он сейчас мысленно не гладит сам себя по голове, приговаривая, какой он хороший. Так что я не думаю, что речь всегда идёт о духовном богатстве, Рай. Иногда это просто переизбыток.
Никто не любит быть спасённым, Рай, чтобы не показать другому свою слабость. А если нас и спасают, мы чувствуем себя не лучшим образом. Мы чувствуем себя обязанными. Никто не любит быть обязанным, Рай, тебе ли этого не знать.
Но ты прав, когда всё хорошо, становится скучно, а потом то, что было когда-то хорошо, превращается в плохо. Человеку просто не дано довольствоваться тем, что он имеет.
Некоторые поступки хочется держать в тайне. Оставаясь анонимными, они больше греют твою душу, так как еще могут сойти за бескорыстные. Хотя ты сам знаешь, альтруистичных добрых дел не бывает. Мы всё равно что-то стремимся получить от своей доброты. Пусть даже неосознанно.
– Это привилегия опыта. А его можно набраться и в двадцать, смотря как проживать свои годы. Кто-то и в семьдесят лет останется младенцем, а другой с пелёнок познает больше, чем смог бы вынести среднестатистический человек.
– Никакого официального запрета нет. Есть осуждение толпы и общественное мнение. А они гораздо сильнее держат нас в узде, чем любой свод законов, написанных человеком.
Не все хотят быть архитекторами, Рай. Кто-то хочет своими руками строить стены.
– Если все будут как открытая книга, её неинтересно будет читать, Рай.
– И что же, ты нашёл, что искал?
– Нашёл. И оказалось, что оно всегда у меня было.
Хикэру недоверчиво покосился на Райана и грустно вздохнул.
– Печально, когда для того, чтобы оценить то, что имеешь, тебе приходится идти на… такое.
– Печально никогда не найти то, что ценно. Или упустить в попытках получить большее.
Дорогие читатели!
Если статья была полезна, вы можете поддержать ее, поделившись в соцсетях или кликнув по кнопочкам ниже:
Вы также можете поддержать меня, подписавшись на мою группу Вконтакте.
Или разместить отзыв на книгу: