Тони Джордан — Плюс Один (отзыв-инсайт)

Тони Джордан Плюс Один - отзыв на книгу

Всё можно посчитать.

Как-то утром по пути в школу, вскоре после несчастного случая, я обернулась у калитки и взглянула на ступеньки у парадного входа. Их было всего десять – обычные бетонные ступеньки, не то что двадцать две предательские деревянные на лестнице черного хода. Парадная лестница была испещрена трещинами и в центре посыпана серым песком, чтобы не поскользнуться в плохую погоду. Мне почему-то показалось неправильным ходить по ней вот так, не задумываясь. Так не должно быть, подумала я. Какая неблагодарность по отношению к ступенькам, которые целых восемь лет протирались под моими ногами. Я вернулась и поднялась наверх. Затем снова спустилась по лестнице, но на этот раз считая каждую ступеньку. Вот так-то лучше. 10.

Так начинается роман Тони Джордан «Плюс один» — история, похожая на двустороннюю медаль. С одной стороны всё просто: вот Грейс, 35-летняя австралийка, страдающая навязчивой манией счёта. Она не замужем, не имеет детей, а ее преподавательская карьера только что пошла под откос – ведь детей надо учить, а не пересчитывать. История так и просится стать почти каноничным романом о бедной-несчастной старой деве, которой вдруг повезло.

Но не становится. Потому что у книги есть другая сторона, более сложная, неоднозначная и интересная.

Факт: "Плюс Один" - первый роман Тони Джордан, который принес писательнице мировую известность.

Для начала – Грейс никакая не старая дева. О своем первом сексуальном опыте она прямо и бесхитростно рассказывает на пятой странице книги. Где, с кем и когда. Правда, рассказывает не нам, не подружке и не внезапно нарисовавшемуся поклоннику (до поклонника еще дойдет, и уж с ним-то Грейс будет не только трепать языком…).

Своими воспоминаниями, страхами и радостями Грейс делится с лучшим другом – это «человек, который бы ее понял». Понял потому, что сам был одержим счетом и очарован цифрой 3. А еще был величайшим изобретателем, подлинным гением, опередившим свое время на века, и до сих пор заставляющим ученых ломать головы над оставленным им наследием. Никола Тесла – человек, чьи творения преобразили мир и сделали его таким, каким мы его знаем сегодня.

Конечно, я не могла пропустить эту книгу. У меня целый набор произведений, где так или иначе фигурирует Тесла – начиная с объемных биографий «Повелитель Вселенной» Марка Сейфера и «Человек из будущего» Маргарет Чейни и заканчивая немного детской фантастической трилогией «Левиафан – Бегемот – Голиаф» Скотта Вестерфельда. Как и Грейс, я, можно сказать, одержима личностью сербского гения, но об этом как-нибудь в другой раз.

Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:

Также у меня имеется ТГ-канал, где есть то, чего нет больше нигде:

«ТЕРРАГОЛИКИ ВСЕХ СТРАН»

Итак, Грейс. Домоседка, считающая кусочки торта и всегда покупающая всё только «десятками» – десять морковок, десять зубных щеток, десять бананов. Вот с бананов всё и начинается – когда Грейс крадёт недостающий, десятый, фрукт из корзинки незнакомца в супермаркете.

Что произойдет дальше… А что, собственно, может произойти между двумя свободными, довольно привлекательными молодыми людьми, живущими в одном небольшом полусонном городишке? Вот-вот. Но… Знаете, бывают такие цветные ленты, наклеенные на плотную подложку? Честно говоря, читая «Плюс один», я не могла избавиться от ощущения, что разматываю такую ленту. И самая суть книги — совсем не в глянцевой ленточке, не в сюжете (хотя для 35-летней дамы у Грейс довольно странные фантазии…), а в этой самой подложке. В междустрочках.

«Плюс один» можно читать как обычный и довольно увлекательный любовный роман, разбавленный годным едковатым юморком героини. Тут все почти по канону: и попытка Грейс «стать нормальной» («Привет, меня зовут Грейс, и я страдаю от привычки всё считать»), и обретение лениво-толстого полусчастья в компании простого ирландского парня с дурацким именем Шеймус, пирожных на ночь и полного отсутствия мыслей («Теперь я часами могу пялиться в экран… это так расслабляет – как внутривенная инъекция водки»). И даже трагическое происшествие с матерью Грейс, которое, собственно, и становится спусковым крючком последующих перемен.

Если содрать цветную ленточку и заглянуть под нее, то книга откроет совершенно иное лицо…

Хотите отзыв на свою книгу? Напишите мне! Подробнее — тут

Не было никакого щенка

Для меня книга Тони Джордан «Плюс один» – о нормальности. Что такое «норма»? Отсутствие недостатков? Вот Грейс, человек с проблемой. Вот она избавляется от этой проблемы, и вроде бы всё идет на лад. Цифры отходят на второй план, портрет Теслы лежит лицом вниз на тумбочке, а Грейс обретает свободу. Ей больше не нужен Никола. Не нужен Шеймус. Не нужны страстные минуты на полу возле холодильника. У нее остается телевизор и ее «нормальность». И единственное желание – купить «плазму» размером во всю стену.

Вот Грейс была – и вот ее нет. Нет уникальной личности, с присущим ей умением ловко острить, с находчивостью и способностью отбрить так, что мало не покажется. Её стёрли, нивелировали, привели к единому знаменателю. Достаточно было убрать «проблему» – избавить Грейс от привычки считать. Ушел счет, служивший Грейс щитом против непредсказуемого мира вокруг. Исчезла ее единственная опора, ее маяк посреди пугающего хаоса. И исчезла сама Грейс.

Это – о понятии «человеческое счастье». Можно ли быть счастливым, если вся твоя жизнь подчинена строжайшему распорядку? Можно ли говорить о внутренней свободе, если твой выбор зависит не от твоих желаний, а от количества свободных столиков в кафе?

Это – о праве человека самому решать. Решать, как трактовать свободу: как отсутствие ограничений или как право принять их.

Это – о том, что человек с проблемой есть нечто большее, чем только эта проблема. Да и не всегда то, что кажется изъяном, таковым является. Интересно, что Грейс отдавала себе отчет в том, что использует цифры для построения определенной системы, «скелета» своей жизни, но совершенно отказывалась принять факт наличия именно навязчивости. И правильно делала. Потому что счет был тем единственным средством, помогающим запутавшейся и противоречивой натуре Грейс оставаться целостной. А проблема-то заключалась совсем не в счете. Просто Грейс была чудовищем. А чудовища ведь не заслуживают любви, правда? Чудовища должны носить маски.

«Я вспоминаю о всех тех маленьких доказательствах любви, которые от него получила. Прекрасный секс, когда он заботился о моем удовольствии не меньше, чем о своем. Лежа с ним в постели голой, я чувствовала себя более живой, чем когда-либо прежде. Вот мы воскресным утром читаем в кровати газеты. Он целует меня в поясницу. Парк, мы смеемся – он рассказал мне какую-то историю, услышанную по радио. Я устала, и он готовит мне спагетти. Ест чили в таком количестве, будто его рот сделан из асбеста. Мы вместе принимаем душ.

И все это время он принимал меня за кого-то другого»

Читайте эту книгу с осторожностью. Я уже начала ловить себя на том, что кладу в чай всегда ровно три ложки сахара…

Это – книга-надежда и книга-отрицание. Местами она похожа на спор с самим собой: стоит ли смириться с тем, кто ты? Или попытаться вымарать все негативное, рискуя выплеснуть с водой младенца?

Но, в конце концов, книга Тони Джордан «Плюс один» говорит о том, как важно – и сложно! – принять себя. И о том, что только в этом случае – если ты сам примешь и полюбишь себя со всеми своими тараканами – то и другие тебя полюбят. Достаточно, чтобы нашелся всего один человек, с которым тебе не придется бояться быть собой. С ним не страшно будет и заглянуть в собственное прошлое, заглянуть и понять: под кроватью не таятся демоны. Их там просто никогда не было.

Роман Тони Джордан «Плюс один» подкупает простой и ясной мыслью: в каждом из нас есть что-то хорошее. Что-то, за что нас можно и нужно любить. А любить – это не значит пытаться изменить. Это значит принимать такими, какие мы есть, даже если в чем-то мы – чудовища.

Нужна большая смелость, чтобы оставаться собой и слушать свои желания. Большая смелость, чтобы предъявлять себя миру, сняв маску. Но оно того стоит. Ведь если бы какой-нибудь врач «вылечил» Теслу, мы так и жили бы – без мобильных, без радио и с грохочущими маломощными электростанциями в каждом подвале.

Продолжая тему неслучайностей – я прочла «Плюс один» дважды, но биографией автора заинтересовалась только перед написанием обзора. И, насколько бы ни была мне близка книга, личность Тони Джордан оказалась еще ближе. Я читала и изумлялась, сколько у нас общего. Увлечение «сочинительством» в начальной школе. Высшее психологическое. Калейдоскоп работ – продавец, копирайтер, помощник научного работника. Брошенное второе образование. Тексты для рекламы. И книги, книги, книги… Не хочу здесь лезть в нумерологию и искать намеки на свои грядущие (возможные) успехи. Я просто в очередной раз убедилась – то, что «наше», нас найдет.

А вы читали эту книгу? Поделитесь мнением, мне интересно! А если хотите получать уведомления об ответах, поставьте галочку «Поделиться с друзьями» =)

Дорогие читатели!

Если статья была полезна, вы можете поддержать ее, поделившись в соцсетях или кликнув по кнопочкам ниже:

Вы также можете поддержать меня, подписавшись на мою группу Вконтакте.

Или разместить отзыв на книгу:

(Visited 1 times, 1 visits today)
Поделиться: