
«Движение. Место второе» — следующий роман «Трилогии места» Йона Линдквиста (о первом романе — «Химмельстранд» — я писала здесь). Мне сложно как-то четко определить жанр этой истории. Это вроде бы типичный хоррор. Но за ним скрывается еще и немного нравоучений, что ли. Я как-то не привыкла, что призраки и зомби чему-то учат, поэтому слегка растерялась в финале. Но обо всем по порядку.
Так как это второй роман трилогии, я невольно искала связи с первым. И они действительно есть. В первой книге действие целиком происходит в некоем странном мире, похожем на бесконечный зеленый луг под синим небом, и только воспоминания на время переносят героев в Швецию. В «Движении» же мы находимся в Стокгольме. Но уже узнаем знакомые места. Вот Брункебергский туннель, упоминавшийся в первой книге. И снова перекресток, несущий некий тайный смысл, – и хоть в первой книге этот перекресток был в странном мире, а здесь в обычном, это не может не навевать ассоциации.
В центре истории на этот раз – всего один рассказчик. Йон Линдквист, начинающий фокусник. Ага, сам автор. Собственно, история и подана под соусом «я лично это все пережил».
Девятнадцатилетний Йон, приехав в Стокгольм из Блакеберга, снимает жилье во флигеле. Денег у него почти нет, так что приходится довольствоваться грязноватой и темной комнатушкой, где нет даже душа. Общий душ есть в прачечной, во дворе – его приходится делить с другими жильцами. Собственно, с прачечной все и начинается…
С самого начала «Движение. Место второе» отдает Лавкрафтом. Жуткий флигель, полумрак, намеки на какие-то мистические происшествия. Таинственные звонки какого-то парня с вопросом «Сигге уже здесь?». Давящее чувство. Страшные истории про Брункебергский туннель…
Туннель этот, кстати, представлен уже в первой книге как некое средоточие зла. Именно в нем на время оставляет свою маленькую дочь Молли уставшая от нее Изабелла. И за это время с Молли что-то случается. Она меняется. Возможно, туннель, архитектор которого покончил с собой, и впрямь является неким средоточием зла. Или местом, где истончена граница между мирами. Недаром там пропадали люди, а у одной из стен можно слышать голоса и даже видеть странные картины.
Постепенно намеки и расплывчатое нагнетание жути приобретают более конкретную форму. Однажды Йон обнаруживает в душевой нечто. Соседи, которые к тому времени уже очевидно ведут себя странно, предлагают ему присоединиться. Поначалу он в ужасе бежит. Но притяжение неодолимо…
Угадаете, где в итоге оказывается Йон? Это нетрудно =) Но, в отличие от героев первой книги, он сможет легко прыгать туда-сюда, внося, впрочем, определенную плату за такую возможность.
Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:
Также у меня имеется ТГ-канал, где есть то, чего нет больше нигде:
Еще немного вернусь к пересечениям с первой историей. Там на кемперах четырех семей, оказавшихся на лугу, были нарисованы кресты. Здесь же у Йона на руке есть шрам в виде буквы Х. Клеймо, оставленное ему в детстве злобным полицейским. Полицейский этот, кстати, немало напомнил кинговского Чужака. Этакое зло среди нас, которое вроде бы носит человеческий облик, а вроде и не совсем.
А ребенок, о котором вспоминает Йон? В детстве герой встретил малыша, избитого и прятавшегося явно от кого-то большого и злобного. Может, от того самого полицейского. Скрывал ребенка в своем лесном шалаше, помогал чем мог. Но то, что сотворили с этим ребенком взрослые, уже наложило отпечаток. И развязка этой «истории в истории» дает намек на то, откуда взялся луг. Спойлерну: не оригинально. Веет, опять же, «Сайлент Хиллом». Йон прилежно записывает свои воспоминания о том случае, увязывая их с происходящим в прачечной. Но, кажется, так и не приходит к четкому пониманию. А потом и вовсе ему становится не до того.
Объяснений или мало-мальски стройной картины происходящего в «Движении» нет. Я немного надеюсь на что-то такое в третьей книге, но полагаю, что вряд ли увижу. Иначе ощущение зыбкости и неустойчивости этого мира исчезнет.
Вместе с Йоном, впрочем, мы переходим от восприятия луга как некоего чистилища к образу мира потустороннего, но скорее не враждебного. Йон отмечает способность луга выявлять истинную сущность людей и представлять их так, как они себя ощущают. Он сам там – жуткий красный монстр, его полная знакомая – гора сала, пожилая дама – существо с детьми под кожей. Звучит жутко, но связи с реальностью весьма прозрачны: на лугу каждый – тот, кто он есть. Внутренняя суть обретает форму.
Недаром со временем Йон начинает считать именно луг настоящим миром. Благодаря путешествиям он лучше познает себя. Но в этом-то и таится опасность. Если наши скрытые желания прорвутся через барьер воспитания, страха и морали – что из этого выйдет? И удастся ли справиться с соблазном «быть собой», если это подразумевает самую темную версию себя? Порывы к саморазрушению, сознательный отказ от реальности, неуемная сексуальная активность, болезненное желание слиться с партнером, жажда крови – все это таится в наших душах, и луг вытаскивает его на поверхность. Зачем? Показать, как это может быть, когда сняты все рамки? Не потому ли сам луг не имеет границ?

Хотите отзыв на свою книгу? Напишите мне! Подробнее — тут
Если дальше проводить параллели с первой книгой, то их найдется немало. И там, и тут существование луга связано с ребенком. В обеих книгах луг вызывает к жизни темные стороны людей, и кто-то ему поддается, а кто-то борется. Кровь – как символ движения, движение – как символ жизни. Белые люди, тьма и облака мрака. Желание остаться навсегда в моменте своего счастья, которое дарит луг…
Я много думала о том, почему автор привнес в этот роман фигуру Улофа Пальме (тоже, кстати, параллель с первой книгой, где одного из героев зовут Улоф). Акцент на политике, на нашумевшем убийстве шведского премьер-министра, на объединении общества выглядит здесь как внезапное появление телеграфного столба посреди поля. Что это – попытка хайпануть (выход романа совпал с объявлением о том, что настоящий убийца Улофа Пальме найден), притянув сюжет за уши? Или просто стремление стать причастным к тем событиям – ведь недаром Йон с самого начала зовет себя «тем самым свидетелем»?..
О сопричастности в книге вообще говорится много (см. цитаты). Йон пространно рассуждает на тему отчужденности от общества и сближения, той особой формы полного понимания, о которой, думаю, многие из нас мечтают.
Мы настолько хорошо знали друг друга, что инстинктивно избегали тем для разговоров, которые могли оказаться для кого-то болезненными, и никогда не обижали друг друга. Жить с ними было все равно что носить старый любимый свитер, и монстр, который просачивался сквозь меня в мир, никогда не показывал зубы соседям. Это было хорошее время.
Йон ко всему прочему еще и явно не приветствует доверие, общность и социальные контакты (там же, в цитатах). В частности, именно из-за чуждости и отсутствия взаимопонимания со своей девушкой, к которой Йон сбежал, он возвращается во флигель. И там находит возможность действительно побыть собой и стать частью группы. Но происходящее дальше начинает напоминать историю «соскочившего» наркомана.
Как и с любой зависимостью, поначалу все прекрасно. Жизнь кажется радужной, Йон счастлив. Но условная «игла» требует все больше и больше. И не все переживут этот зов. В какой-то момент желание всегда кайфовать перевесит (и мы увидим, откуда в первой книге взялись золотые пломбы и кольцо – вот и ответ, спустя аж целую книгу).
К счастью, Йон видит последствия на примере своих соседей и находит силы преодолеть себя, чтобы не поддаться пагубному зову. Но «нечто» уже порождено, оно проникло в наш мир, и даже если Йон справился, это еще не означает, что мы все в безопасности.
Я уже сказала, что растерялась от финала. Как его воспринимать – как буквальную «жуткую жуть» или как аллегорию? Это история про группу несчастных, своим желанием покайфовать впустивших потустороннее чудище, или метафора зависимости и ее последствий? Это про силу воли и свободу выбора или про общность? А может, про то и другое? Или вообще про эгоизм, порождающий иногда самые жуткие трагедии?
Пока не знаю. Буду дочитывать третий роман в поисках рамки для этой картины.
Цитаты из книги «Движение. Место второе»:
Невероятно, как неприятное происшествие утрачивает свою остроту, стоит его только изложить в виде рассказа. Не поэтому ли писатели занимаются своим ремеслом?
По мере развертывания повествования история утрачивала свое пугающее, бесформенное состояние и превращалась в нечто, что можно покрутить и повертеть, рассмотреть со всех сторон. Таким образом, с ней уже можно было как-то справиться.
С одной стороны, мир и наше существование в нем – это чудо. С другой стороны – оскорбление. Как будто тебе пообещали шведский стол, а получил ты всего-навсего две холодные картофелины.
Я сидел раздетый за письменным столом и пытался привести себя в гармонию с окружающим миром. Получалось не очень. Я убедил сам себя, что это связано с чемпионатом Скандинавии, что упражнения перед чемпионатом привели к тому, что я утратил связь с привычной реальностью. С другой стороны, в этом состоянии я, по большому счету, жил с двенадцати лет. Всего лишь единичные возвращения, короткие периоды тесной связи с бытием – как поросенок отрывается от своего корыта и воспринимает окружающую обстановку, а затем возвращается к своей бесформенной массе, своим помоям.
Мальчик долгое время воспринимал мир как что-то нереальное. Если бы кто-то сказал ему, что жизнь – это декорация, а люди – переодетые инопланетяне, было бы трудно в это поверить, но это соответствовало бы его внутренним ощущениям. Ощущениям, что все понарошку.
Он не чувствовал боли и едва осознавал, где находится, когда они отвязали его и оставили лежать у подножия дерева. Присутствовала только темнота, от которой он не сразу освободился. Не углубился ли ребенок так далеко в эту темноту, чтобы…
Одинокие люди имеют склонность превращаться в толкователей знаков. Видеть признаки и аналогии, выводить какой-то смысл из бессмысленных совпадений.
Как можно узнать, готов ли ты к чему-то? Только когда что-то начинается, понимаешь, выдержишь ли ты это, а до этого можно только гадать.
Я и вправду думаю, что установки Софии были и здоровее, и рациональнее, чем мои, но я все равно не мог их принять, потому что был слишком сильно убежден в фундаментальной изолированности человека внутри собственной несчастной черепушки. Мы все стоим перед бездной, и стоим там одни. Может, это солипсизм, но именно так я воспринимал жизнь.
Может быть, когда сходишь с ума, как раз и следишь за тем, чтобы все было в порядке с такими вещами, как рождественские украшения. С деталями, которые сохраняют нормальность как декорацию, в то время как за кулисами расцветает безумие.
В Рождество все имеет обыкновение обостряться. Подсчитывается сумма того, кто ты есть и чего добился в жизни. Того, что имеешь. Неслучайно это время самое урожайное на самоубийства – это бывает, когда в сумме выходит ноль или минус.
Как сердце не может говорить, так и человек не может познать себя. В лучшем случае вы можете сказать, что у вас есть определенные дарования или таланты, некоторые слабости и странности. Это не означает, что человек себя знает или знает, кем он является. Его знания хватает не больше чем на составление объявления о знакомстве. Кроме того, люди имеют обыкновение врать, даже самим себе.
Если человек начал общаться с правдой, то лгать становится сложно, а Рождество, кроме всего прочего, это ведь еще и праздник лжи номер один.
Может статься, что важнейшие решения в нашей жизни мы принимаем без участия рассудка. Есть основания так полагать. Можно ли в этом случае говорить о чем-то, что напоминает понятие судьба? Вполне вероятно.
Я так много знал, но ничего не понимал.
Ты же сказал, что ты монстр. А таким не нужно понимать. Ничего. В этом преимущество.
Зачем жить? В конце концов, все зависит от того, считаете ли вы альтернативный вариант привлекательным или нет.
Существует предел, за которым происходящее становится настолько чужим, что кажется невозможным вмешиваться в него.
А вы читали эту книгу? Поделитесь мнением, мне интересно! А если хотите получать уведомления об ответах, поставьте галочку «Поделиться с друзьями» =)

Дорогие читатели!
Если статья была полезна, вы можете поддержать ее, поделившись в соцсетях или кликнув по кнопочкам ниже:
Вы также можете поддержать меня, подписавшись на мою группу Вконтакте.
Или разместить отзыв на книгу: