Как и в других книгах Анастасии, с которыми я знакома, интересное начинается уже с названия. Оно заключает в себе двойной смысл: не только дорогу сквозь опасные леса постапокалиптического мира, но и путешествие в куда более жуткие дебри собственных страхов и пустоши измученной души.
Путь стартует со знакомства героев – в не самых приятных обстоятельствах. Береник, или попросту Берен, вынужден ехать в больницу за рецептом на лекарство. Берен – бывший солдат отряда зачистки, а ныне угрюмый нелюдимый егерь. Когда-то он занимался тем, что убивал грапи – огромных хищных птиц с острыми когтями, способными разодрать человека в клочья. И все бы ничего, вот только каждый грапи – это человек. Несчастный человек, носящий в своих генах мутацию – синдром Грапица – и вынужденный постоянно жить в страхе, что однажды скачок адреналина превратит его в кровожадную тварь, не контролирующую свои действия. Очнуться в ворохе перьев и узнать, что убил собственных друзей или родных – как вам такое?
У Берена, впрочем, своя мутация – он умеет устанавливать с людьми особо сильную эмоциональную связь. Настолько сильную, что она вполне способна ударить по обоим. Пока что Берен более-менее успешно глушит эту сомнительную способность блокаторами сознания, но вечно так продолжаться не может.
Итак, он вместе с подругой, врачом Аркадией, отправляется в больничку, где Аркадия наглым шантажом заставляет Берена поглядеть на маленькую грапи Эльсу и ее сестру Тамари. Почему шантажом? Да потому что Берен ненавидит грапи, и на то у него есть причины, объективные и убедительные. Он не готов видеть в этих мутантах людей, хотя большую часть жизни они как раз остаются людьми. Но что есть человечность? И может ли один поступок, совершенный в состоянии замутненного рассудка, свести на нет все остальные?
А дальше… а дальше ба-бах. И волею судьбы дороги Берена и Тари с Эльсой сходятся в одну – в путь до Благограда, где Эльсе все-таки смогут помочь стать нормальным человеком, а Берен получит свое лекарство. Но пока что им всем нужно преодолеть путь. После Третьей мировой с биологическим оружием окружающий мир перестал быть добрым и ласковым. Здесь лось запросто намотает кишки неосторожного путника на рога, а крылатые крысы-падальщики обглодают останки до костей. Однако самыми страшными опасностями станут вовсе не мутировавшие звери.
Удивительно, как настойчива порой бывает судьба. Сколько раз пересекались пути героев и снова расходились. Но – нет, иногда кажется, что откреститься и отбрыкаться от встреч и перемен невозможно. Кому-то «там», может быть, это зачем-то надо.
Книга покажет много красивых параллелей и подбросит немало загадок. О чем так старательно пытается забыть Берен (и не может)? С какими демонами борется Тари? Кто преследует егеря, да ещё и с явным намерением убить? И за что? И кто такой таинственный Гудвин, чей голос слышит Эли?
Гудвин подсказывает Эли, что делать. Конечно, никто не верит, что голос – настоящий, ведь слышит его только девочка. Загадку о том, что это за явление и кто такой Гудвин, мы будем разгадывать на протяжении всей книги. Впрочем, насчёт личности Гудвина можно догадаться довольно быстро, если внимательно читать. Автор оставляет подсказки. Но тогда возникает другая загадка: как вышло, что это – именно он?..
Сквозь шум в голове Тари, сквозь страшные, режущие по живому воспоминания, пробивался знакомый голос, тёплый, как какао, с горчинкой шоколадной хрипотцы: «Не сдавайся. Ты нужна мне».
Мозаика будет складываться постепенно – кусочек за кусочком, фрагмент за фрагментом. Мозаика из стекла, конечно же. Каждому придется заглянуть внутрь себя и продраться сквозь темные дебри, оставляя на шипах капли собственной крови.
Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:
Берен может убить Тари, если она перекинется в грапи. Ради защиты маленькой Эли (ох, совпадение ли с именем девочки из Канзаса?). Тари тоже не питает теплых чувств к бывшему тваремору. Но Эли, с ее детской непосредственностью и отсутствием вот этих всех условностей и – что важнее – груза прошлого, может стать таким маленьким связующим звеном. Впрочем, не только она.
Судьбы героев оказываются тесно сплетены, причём эта связь тянется гораздо глубже и прорастает гораздо раньше, чем оба думают поначалу. И становится ясно, что от встречи и совместного пути было не уйти. Наверное, есть все-таки в мире какая-то предопределенность…
Тесно сплетаются также настоящее и прошлое. Такое ощущение, что мы смотрим на финал сборки кубика Рубика, когда осталось буквально пару раз повернуть – и всё станет правильно. Но до этого-то его крутили так и сяк годами.
В этой книге всё как я люблю: в напряжённой атмосфере приключений и опасностей раскрываются внутренние демоны героев. Берен и Тари учатся доверять друг другу, менять свои взгляды на жизнь и на прошлое, справляться с тем, что казалось непоправимым. Начинают понимать, что о сокровенном и мучающем можно рассказывать. Что ярлыки «грапи» и «тваремор» – всего лишь ярлыки. Что можно верить и любить без всяких «но» – и, пожалуй, только так и нужно.
А самыми страшными окажутся, конечно же, люди. Те, кто не видит дальше ярлыков. Кто не способен заглянуть за грань собственной боли. И как часто порой мы сами поступаем именно так, становясь злейшими врагами и себе, и любимым?..
Пронзительный финал, на который мы смотрим как бы с двух разных сторон – Берена и Тари – переворачивает душу, потому что там смешано столько боли, страха, надежды и устремлённости в будущее, что просто нельзя не проживать его без дрожи.
Всё будет хорошо, слышишь?
Теперь уже точно.
Книгу «Сквозь дебри и пустоши» можно найти на ЛитРес.