Всегда трудно писать отзыв на впечатлившую книгу. «Дом, в котором…» я прочитала ещё летом и до сих пор никак не могла подступиться к отзыву. Это слишком объёмная, во всех смыслах, книга, чтобы можно было просто уложить мои впечатления в несколько абзацев. Но я всё-таки попробую.
Удивительное и необычное начинается здесь уже с названия. Наверное, не просто так в нем поставлено многозначительное многоточие. Дом, в котором – что? А что угодно. Много всего. Очень много, гораздо больше, чем в нашем с вами мире, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Ведь Дом – вроде бы замкнутое пространство. Но он только кажется таким. И он откроет очень и очень много странных чудес – тем, кто умеет видеть и воображать.
Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:
Конечно, «Дом» – это не просто история об особенных детях, которые проживают в доме-интернате. Мне вообще сложно как-то однозначно определить эту книгу… Она – одновременно и мистика, и безжалостная реальность, и где-то на стыке между ними живут те, от которых мир был бы рад отвернуться и сделать вид, что их не существует.
Но они существуют. И здесь рождается первый из многочисленных вопросов, который задаёшь себе, читая эту книгу. Жизнь – это благо или проклятие? И может быть, тут нет единственно правильного ответа. И каждый для себя решает сам – в меру своих сил, своего, можно сказать, везения и, конечно, в меру своего умения справляться с обстоятельствами.
О чем «Дом»? О людях. О жизнях тех, кто волею судьбы заперт в стенах старого здания. Это целый мир, который мог бы казаться тесным и скучным, если бы не его жители.
Наверное, книга меня зацепила в первую очередь тем, что она показывает жизнь особенных детей с особенного ракурса. Не с того, под каким мы привыкли их видеть. Это мир, где быть слепым или передвигаться на коляске – норма. Не норма, скорее, если ты ничем не отличаешься от людей за стенами дома. А ещё это мир, в котором нужно уметь жить взаперти. И, наверное, только тот, кто когда-то побывал в подобном положении, может полностью понять таких ребят и осознать, почему они играют в свои игры. Почему они придумывают, а может быть, и создают такие невероятные мистические события вокруг себя. И, может, даже эту мистику где-то можно объяснить самыми банальными явлениями. Но зачем? Не потому ли, что мы привыкли закрывать глаза на всё, что нам непонятно, чуждо и пугающе – будь то призрак или ребёнок без рук?
Как относиться к невероятному внутреннему миру жителей Дома? Вопрос. Можно ли посчитать все эти игры, выдумки и мистические происшествия каким-то извращением, жестами отчаяния? Или же наоборот – здесь мы видим, какими и мы могли бы быть, если бы не боялись заглядывать внутрь себя? Если бы не отвлекались на то, что вокруг?.. Я не знаю, чем считать фантазии обитателей Дома – каким-то изощренным вынужденным отклонением или, наоборот, даром? Да и есть ли разница?
Давайте сделаем невозможное
«Дом» мне нравится еще и своими эклектичными столкновениями того, что в принципе сложно столкнуть. Детство и взрослость, которые уживаются в одном и том же мальчике; трогательная любовь и безжалостная жестокость, вплоть до убийства; мистика и реальность. Абсолютное отсутствие чего-либо пробуждающего воображение – и в то же время это самое безграничное воображение, которое способно победить всё что только можно и даже вытолкнуть своего владельца за непроницаемые стены.
Тут можно много и долго говорить о том, что это книга о внутреннем мире особенных детей, о том, как каждый из жителей Дома его по-своему воспринимает, удивляться и восхищаться тому, как автор смогла это всё передать. Может быть, это где-то и про взросление, и про жестокость, и про непонимание между детьми и воспитателями. Здесь дети (конечно, их нельзя уже так назвать – они гораздо мудрее и взрослее тех, кто их окружает) очень требовательны и вместе с тем жестоки к каждому, кто не готов быть с ними на одной стороне. Но это оправданно. Потому что если что-то или кто-то угрожает твоему миру, ты будешь этот мир защищать.
Может быть, эту книгу также можно описать как попытку привлечь внимание, показать то, что принято не замечать. Может быть, она где-то про ту особенную мудрость, которая рождается именно в устах особенных детей:
Каждому в жизни дается два выпуска. Один чужой. Чтобы знать. И один собственный.
Про волшебство, в которое они верят, несмотря ни на что:
Дуб, переступив с корня на корень, становится так, что мы оказываемся в его тени. А может, просто солнце перемещается. Но приятнее все-таки думать, что дуб.
Про то понимание и, может быть, даже смирение с окружающей жестокостью, которое пришло к этим детям слишком рано:
Все это игры, ребячьи развлечения, но я отношусь к таким вещам серьезно. Может, оттого, что знаю: никто в Доме ни во что не играет просто так.
И про умение замечать красоту, а если её нет, то создавать, придумывать, видеть в самых обычных вещах, которые другим могут казаться уродливыми:
Один раз кто-то выхватил из костра ветку и написал ее тлеющим концом что-то на стене. Меня это просто ослепило. Слово, которое осыпалось огнем. Горящие буквы… Божьи письмена. На следующий день от них остались только черные буквы обыкновенного ругательства и полоса сажи, но все равно это было чудом, и я это видела…
И, конечно, умение любить. Несмотря на всю жестокость вокруг, несмотря на незнание того, как это – быть любимым. Умение зажечь костры для тех, кто об этом не просит – просто потому, что ты можешь и знаешь: так надо.
Если несмотря на твою уверенность в собственном уродстве кто-то умудряется влюбиться в тебя… если подбираешь бездомных собак и кошек и выпавших из гнезд птенцов, если разжигаешь костры для тех, кто вовсе об этом не просил…
Волшебники-калеки
Наверное, это всё-таки история о тех, у кого есть так много – в то время, как есть так мало. Хотим мы замечать таких людей или нет, мы вряд ли думаем о том, чем они живут, каков их внутренний мир. Возможно, мы просто привыкли воспринимать их как ущербных не только внешне, но и внутри. Может быть, мы боимся, или брезгуем, или подвержены какому-то суеверному нежеланию ближе прикасаться к этой стороне жизни. Но ведь это тоже сторона жизни, которую не стоит игнорировать. Нельзя понять, что такое слон, ощупав только его ногу. Может быть, мы думаем о том, что раз у этих людей нет привычной в нашем понимании жизни, то и внутри не может быть ничего хорошего. Но это не так. Далеко не так.
Конечно, в какой-то мере и дети Дома – тоже однобоки. Они отделены от окружающего мира, у многих из них нет и не было никакого опыта хотя бы наблюдений за «нормальной» жизнью. Они чужды миру. Но в то же время они – волшебники. И многим из них подвластно гораздо больше, чем когда-либо будет доступно нам.
И я даже не знаю, что здесь первично: стали бы они такими, не живя за стенами Дома? Стали бы они такими, будь они обычными людьми? Или обычный человек на подобное в принципе не способен, как невозможно закалиться, не пройдя через воду и огонь? Я не знаю. Но точно знаю, что записываю эту книгу вместе с «Маленькой жизнью» в свои любимые.