Если тебе вот-вот исполнится восемнадцать, позади школа, а впереди неизвестность и неопределенность – что ты станешь делать? Если в твоей жизни нет никакого смысла и никаких целей, кроме бесконечной музыки. Но если ты хочешь хоть что-то найти… Что-то – или кого-то. «Между землей и небом» — книга о поисках себя, которые не будут простыми.
Юлька – обычный вроде бы подросток. Не зная, где ее место в жизни, она однажды приходит на Башню – и становится частью разношерстной компании «неформалов» от семнадцати и старше. Песни Цоя под гитару, пиво и вино, первый интимный опыт, большая любовь и столкновение с «запретными развлечениями»… Юльке предстоит открыть для себя не только новый мир с его странной философией, но и найти саму себя.
Мне было непросто читать эту книгу. Несмотря на то, что написана она легко и понятно, подтекст и заложенные смыслы – вернее, даже не смыслы, а ощущения – пробиваются сквозь простые слова и пробирают до дрожи. Заставляют вернуться в собственные семнадцать и вспомнить многое. Кто из нас не совершал ошибок по юности? И кто из нас о них потом не жалел?..
Хотя действие книги «Между землей и небом» происходит двадцать лет назад, на рубеже XX и XXI веков, она по-прежнему актуальна. Домашние телефоны сменились смартфонами, а кассетники – портативными колонками, но проблемы и беды, волнующие подростков, остались прежними. А легкий налет ретро придает книге еще больше ностальгичности, возвращая в прошлое – туда, где с шуршанием пленки голос Виктора поет о том, что тебя ждет на улице дождь.
Почти все время нам предстоит провести с Юлькой на Башне (старой заброшенной колокольне), вместе с ее новыми друзьями: Спартаком, Моной, Тессой, Доном Тони, Ириской и Филом. Каждый из них по-своему интересен, и у каждого из них есть какая-то беда. Философ Спартак – несостоявшийся медик, который винит себя в гибели пациента. Мона постоянно подвергается домогательствам пьяного отчима. Дон Тони барыжит травкой. Тесса… Тесса верит, что Виктор Цой погиб именно из-за нее.
Из всех героев книги мне действительно жаль было как раз Тессу. И даже не потому, что она психически нездорова. А потому, что только у нее, на мой взгляд, есть проблема, которую она сама решить не способна (да и никто не способен, если уж на то пошло). Это такое безысходное положение, но все же хрупкая девушка находит в себе силы творить и видеть красоту мира.
Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:
А вот остальные… Дон Тони сам себя загнал в угол. Мона несчастна, но при желании она могла бы найти выход, а не просто огрызаться. Что же до Спартака… Он не вызвал ничего, кроме омерзения. Трус и эгоист, предпочитающий лелеять свои страхи и с загадочным видом кидаться псевдофилософскими высказываниями вместо того, чтобы справиться с трагедией прошлого. Амеба, не способная взять на себя ответственность вообще ни за что и перекладывающая этот груз на хрупкие женские плечи. У Спартака нет ничего, кроме его пафосной маски, которая своей загадочностью притягивает неопытных девушек. А ему даже наплевать на их разбитые сердца. Словом, если и есть какой-то книжный герой, который вызывал бы у меня максимальное отвращение, то это Спартак. Сравниться с ним может разве что бабушка из книги «Похороните меня за плинтусом«.
И во многом поэтому мне было жаль Юльку – или Ю-ю, как ее прозвали на Башне. Кстати, сам факт, что каждому там дают вместо имени кличку, уже намекает на обманчивость и зыбкость этого мирка. Здесь все не те, кто они обычно. Не послушные дети, не старательные ученики. Здесь все иначе. Да, это подростковый протест и попытка казаться взрослее – через алкоголь, травку, половые связи. Это то, через что нужно пройти, чтобы «перебеситься». Вот только не все проходят. Некоторые остаются здесь.
Да, Ю-ю попадет и в плен Башни, и под чары Спартака. Но как попадет, так и освободится. Поймет, что напускная загадочность – фальшивка, скрывающая под собой ничтожество. Что красивые слова – пустой звук. Что так ненавидимая «обыденность» – и есть настоящая жизнь. Что те, кого отвергаешь, на самом деле готовы быть рядом и помочь в трудную минуту, что по-настоящему близкие люди не отвернутся, даже если ты будешь их гнать. Поймет и поставит все на свои места, чтобы черное больше не казалось белым.
«Между землей и небом» – эта фраза часто повторяется в тексте, и каждый раз – с новым смыслом. И можно проследить, как меняется отношение Юльки и к земле, и к небу, и ко всему, что она когда-то считала важным или, наоборот, незначительным.
Да, Юльке будет трудно. Но у нее есть внутренний стержень, даже если порой кажется, что она согнулась или и вовсе сломалась – это не так. Просто она только-только нащупывает свою силу, впервые сталкиваясь с ситуациями, в которых эта сила нужна. И что не менее важно – у нее есть та, кто готова помочь и поддержать. Мама – опора внешняя. И вместе эти две силы преодолеют все.
Читая книгу «Между землей и небом», я постоянно вспоминала одно высказывание… «Легко быть одиноким, когда вокруг тебя – друзья». На Башне никто по-настоящему не одинок, даже Тесса, снова попадая в клинику, знает, что ее ждут. Здесь нет подлинного одиночества и подлинной боли от него. Зато есть боль другая – разочарований (настоящих, а не пафосно-выдуманных ради «модного» страдания), несбывшихся надежд, страхов перед более сильными. Есть боль потерь, обид и обманов. Есть черная горечь смертей. Но вместе с тем есть и надежда. Башня, как решето, отсеивает слабых, отбрасывая их куда-то вниз, и оставляет только тех, кто сумел выдержать испытания болью, страхом и кажущейся безвыходностью.
Несмотря на все ужасы, которые в конце концов настигают героев, именно случившееся дает Юльке возможность взглянуть на свою жизнь иначе. Увидеть в ней смысл и освободиться от пагубного влияния Башни, которая дает лишь ложные обещания, заманивая в свой сладкий плен, как сирена. Но иногда нужно пройти сквозь обман, чтобы увидеть истину.