Виталий Стадниченко «Право на рай» — честный отзыв

Виталий Стадниченко Право на рай

Виталий Стадниченко «Право на рай» – небольшой (в моей читалке – 55 страниц) рассказ, который, однако, порождает множество вопросов и мыслей. Сюжет его выглядит довольно простым: Руслан, преуспевающий бизнесмен, внезапно умирает в возрасте 35 лет. И, как говорится, заверте. Что ожидает героя в «жизни загробной», насколько правдивы наши представления о райских кущах и адских муках, что можно (и нужно) осмыслить, получив в распоряжение вечность, и самое главное – достоин ли обычный человек права на рай?

Рассказ очень насыщенный – в маленький объем автор сумел уместить столько идей и событий, что нужно «принимать дозированно», чтобы успевать все осмыслить. Традиционно в конце принесу особо впечатлившие цитаты, а пока что – немного рассуждений.

Жизнь Руслана сложилась вроде бы удачно – выгодный брак позволил ему стать владельцем успешного издательского бизнеса. У него есть все внешние атрибуты достатка. Но уже на первых страницах мы понимаем, что герою этого отнюдь не достаточно. И вот тут-то приоткрывается конфликт между тем, чего Руслан на самом деле хотел и ценил, и тем, что ему внушили как «важное и нужное». Кто внушил? Родители, общество. Но об этом мы узнаем чуть позже.

А пока что Руслан тянет свою «успешную лямку», отдыхая по выходным от жены. «Неважно, куда – хоть в Тамбов, хоть в Барселону, лишь бы не отсвечивала». Он запирается в своем картонном замке, смотрит по десятому кругу любимый фильм, гладит двух сиамских котов, пьет пиво и с тоской вспоминает детство. И неизвестно, к чему бы все в итоге пришло (ведь кто-то всю жизнь терпит и приспосабливается, а кто-то в итоге взрывается и устраивает бунт), но очередной ночью Руслан умирает.

И смотрит со стороны на свои похороны, где нет ни одного его друга – только выпивоха-писатель. Зато есть якобы безутешная вдова со своим хахалем. И коты – наверное, единственные по-настоящему тоскующие по хозяину. Впрочем, долго тосковать им не дают: усыпляют. Очевидно, недосуг вдове возиться с животными. 

Спустя определенный срок (видимо, девять дней, когда пришло время душе покинуть грешную землю) Руслан попадает в межмирье – жуткую пустыню, где на горизонте маячит город, до которого никак не дойти, сколько ни старайся. Вот вам первая метафора: недостижимая цель. Нечто заветное, о чем вроде бы мечтаешь, но не можешь получить. Жизнь, которой у тебя уже не будет, потому что ты на самом деле бежишь на месте, теша себя иллюзией движения. Метафора существования, где все подчинено чьим-то чужим желаниям, которые тебе упорно пытаются навязать, чтобы ты думал – я этого хочу. 

Из межмирья путь героя лежит не в Рай и не в Ад, а в клетку собственного разума. Сопровождает его на этом пути ехидный бес, с которым Руслан ведет разговоры о сути адских мук,о покаянии и осознании. Здесь-то и выясняется, что никаких жаровен в аду нет – люди сами себе придумывают «сковородки». Верят в них, а бесы послушно исполняют. Вот уж воистину – каждый из нас сам себе палач. Помните анекдот, где мужик жаловался на судьбинушку свою горькую? Мол, и работа унылая, и жена бесячая, и люди все вокруг уроды…А ангел за его плечом стоит и записывает, вздыхает и претворяет услышанное в жизнь. Так и тут.

Сидя в клетке, Руслан осмысливает прошлое и печалится о неверно сделанном выборе. Когда-то у него была возможность жениться на другой женщине – на той, которую любил, а не на холодной стерве. Да, в придачу к любимой не полагалась бизнес-империя. Зато полагалось единение душ. Но Руслан снова сделал выбор не сердцем, а разумом. И даже не подумал о том, что, возможно, ломает судьбу не только себе.

Возвратам в прошлое и размышлениям о несбывшемся посвящен весь остаток рассказа. И чем дальше, тем запутаннее становится происходящее. Финал вообще заставляет недоуменно пожать плечами. Не потому, что непонятный (хотя в нем есть моменты, которые и в самом деле трудно разгадать), а потому, что заложенный в нем посыл оставляет стойкое ощущение безнадежности. Поясню.

Руслан, который целую вечность осмысливал, ностальгировал и раскаивался, в итоге ни к чему не приходит. Не делает выводов. Остается эгоистом, не видящим дальше собственного носа. И даже в финале он получает свою «плюшку» благодаря символической фигуре давно погибшего кота Ахилла. Руслан остаётся ведомым, безынициативным. И несмотря на все предпосылки к изменениям, не меняется. 

Возможно, автор хотел нам сказать, что осмысливать и меняться надо при жизни, а после смерти все, что остается, – это сожаление. Но тогда мне неясны заслуги Руслана, за которые он удостаивается блаженства вместо адских мук. С другой стороны, мы пока что не видим его посреди поющих херувимов. До Рая еще надо дойти. Может быть, этот путь и станет возможным только при условии, что герой сделает выводы. А иначе – незаслуженно. И неутешительно. Ведь получается, что можно спустить жизнь в унитаз, но это даже не считается грехом. Недаром бес выгоняет Руслана из клетки со словами «Достал уже грызть себе горло! Твоя клетка нужна настоящему злодею – тут маньяк к нам залетел». Освободите площадь, словом.

По словам беса, Руслан виновен лишь в том, что не воспользовался великим даром выбора. И он действительно понимает это. По-настоящему тоскует по детству и отнятым возможностям – что его заставили переосмыслить ценности, перестать быть беззаботным, научили ценить деньги выше свободы и своих желаний, подменять личное навязанным. Он разучился слушать себя. Или его разучили. Можно посочувствовать мальчику, у которого отняли детство, но разве не он сам позволил это сделать? Разве не сдался, не сложил лапки вместо борьбы

Герой тут, опять же, показан как ведомый, но его даже немного жаль. Впрочем, жалость быстро испаряется, стоит лишь подумать о том, насколько эгоистично он продолжает себя вести. Вспомнив любовь своей юности, быстро о ней забывает и упорно строит шалаш для себя одного. Чтобы ему было хорошо. А на прочих – плевать. Это поведение инфантила и себялюба. И если такие люди достойны Рая, то я не знаю. Впрочем, надежда на перевоспитание по пути еще остается.

Попав в Лимбо, где воспроизведены его любимые моменты детства, Руслан кайфует от того, что больше не нужно ничего изображать перед обществом, а можно радостно жить как подросток. Недаром он там и видит себя подростком. В душе он таким и остался – до самой смерти. «Завис» где-то на пути из детства во взрослость. И может быть, смысл его дороги из Лимбо дальше – как раз в том, чтобы понять необходимость перемен. Необходимость сделать другой выбор, более сложный, но более верный, и взять на себя ответственность. Вырасти, наконец – реализовать то, чего не смог при жизни. Взять свою судьбу в свои руки, перестать быть ведомым, перестать избегать ответственности и давать другим решать за него. Надеюсь, что так и будет. Иначе ему точно не место в Раю.

Обещанные цитаты:

– Никого не убил, ничего не украл, никого не предал в конце концов.

— Да? — ехидно прервал его бес, — Так-таки никого? А себя?

Тут, в Аду, до сих пор есть людишки, которые жарят себя на сковородках, проворачивают себя на вертеле. И винят в этом нас. Нас! Хотя мы всегда говорим, что вы наказываете себя сами. Но людишки склонны винить в своих бедах кого угодно, кроме себя. Лжецы даже самим себе.

Мужчины вообще не взрослеют! Им лгут, чтобы они кормили недорослей и качали люльки! Это живым нужны дети, чтобы оправдаться перед обществом, почему они играют в радиоуправляемые машинки, это общество насилует людей, выдавливая из них ребенка!

Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:

Дорогие читатели!

Если статья была полезна, вы можете поддержать ее, поделившись в соцсетях или кликнув по кнопочкам ниже:

Вы также можете поддержать меня, подписавшись на мою группу Вконтакте.

Или разместить отзыв на книгу:

(Visited 22 times, 1 visits today)
Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *