10 иллюзий автора, или Чопаделать

Привет, друзья! На дворе осень, октябрь, санкции — значит, самое время поговорить о… О книгах, конечно! Сейчас будет многобукв с претензией на оригинальность и умность, так что приготовьте чашечку чего-нибудь горячего или крепкого — и погнали!

Каждый, кто начинает писать и выкладывать свои произведения в интернете, подвержен определённым иллюзиям. Кто-то избавляется от них быстро, кто-то сохраняет на долгие годы. В этой статье я хочу поделиться теми иллюзиями, которые, как мне кажется, свойственны многим авторам — начинающим и не очень.

Иллюзии автора

Раз. Никто не приходит к ВАМ

Никто не приходит читать именно вас. Никто не приходит именно за вашими книгами, потому что они ваши — люди приходят за историей. Я сейчас говорю не об именитых авторах, чьи имена уже стали брендами. Я говорю о начинающих или близких к начинающим, у которых пока нет миллионов поклонников.

Так вот, люди приходят развлекаться. Приходят читать историю. Им наплевать на вас, им наплевать на вашу личность, им абсолютно наплевать на ваши проблемы, успехи и неудачи. Единственное, что их волнует — это ваш текст, и если даже ваша жизнь как-то на этот текст влияет и отражается в нём, то не ждите, что случайные читатели это тут же увидят и поймут. Ждите, что они это, скорее всего, даже не заметят. А если заметят, то понравится ли им — зависит от того, сошлись вы где-то по этим пунктам или нет, отзываются они у них или нет.

Вы можете сколько угодно писать блоги, рассказывать о себе — это интересно будет очень немногим. Большая часть читателей никогда об этом не прочтет и не узнает. Им это не нужно. Они не будут проводить параллели между вами и вашей историей — они, скорее всего, просто прочтут вашу книгу и забудут о вас. Да, забудут, потому что нужно очень сильно запасть в сердце читателя, чтобы он терпеливо ждал новинок, возвращался, искал именно ваши истории на разных порталах и т.д.

Два. Никто ВАС не ждёт

И с этим связана вторая иллюзия: то, что вы делаете, нужно срочно, вот прямщас. Это не так. Если вы не будете выкладывать новинки месяц, два, три, полгода — никто не будет сидеть у компьютера и ежеминутно проверять, добавили ли вы что-нибудь. Люди просто пойдут читать других авторов.

Да, возможно, у вас уже есть какое-то количество постоянных читателей, которые готовы ждать вашей новой нетленки. Но, опять же, это не миллионы фанатов. Однако в этом есть свой плюс. Вы никому ничего не должны. У вас нет дедлайнов, нет жёсткой гонки. Вы можете писать в комфортном для себя ритме.

Поэтому все мысли о том, что «я должен успеть, люди ждут» — это всё фигня. На самом деле, это только ваши внутренние «подгонялки», которые существуют исключительно в вашей голове. Единственным реальным дедлайном может быть какой-то конкурс, в котором вы участвуете и где нужно дописать определённое произведение к такому-то сроку. И всё. Так что можно выдохнуть, расслабиться и писать в своем темпе 🙂

Три. Вы не звезда

Еще одно заблуждение заключается в том, что авторы зачастую считают — вот они сейчас придут в интернет и порвут его своей нетленкой. Это не так. Даже если у вас действительно самобытное крутое произведение, то придется очень постараться, чтобы вас просто заметили среди тысяч таких же.

Четыре. Оригинальность — не для масс

С вышеупомянутой самобытностью связана следующая иллюзия: людям нужно что-то оригинальное. Неа. В 99% случаев им будет достаточно истории со стандартным сюжетом.

Очень немногие читатели действительно выискивают нечто особенное, а большинству нужна просто «книжка на вечер». Поэтому, если ваше кредо — создавать нестандартные тексты, будьте готовы к тому, что вас будут читать только такие же особенные любители особенного.

Иллюзии автора на примере Неми комикса

Пять. Вчитываться никто (ну почти) не будет

Невдумчивость читателей — так я бы назвала следующую иллюзию. Большинству, как я уже сказала, не нужны сверх-оригинальные и тем более сложные книги. Им нужно, чтобы история была интересной и увлекательной, пусть даже она выстроена по совершенно классическому сюжету с совершенно предсказуемой развязкой.

Художественная литература — это, в первую очередь, развлечение. Никто не будет ломать себе мозг, ища в тексте какие-то супер-секретные скрытые тайны или отсылки, которые известны только автору и еще парочке фриков на всей Земле. Никому это не надо. Ну разве что вы — Стивен Кинг, и ваши миллионы фанатов разбирают ваши тексты по буковкам, выискивая в них параллели, о которых сам Кинг, может быть, даже не знает 🙂

Читатели в массе своей не вчитываются и не вдумываются. Они просто принимают текст. Я не хочу говорить «потребляют» — нет, они его именно принимают, таким какой он есть, не больше и не меньше. Если смысл не лежит на поверхности, они не будут искать его в книге. Глубинные смыслы мало кому нужны. И если за смыслами и ответами нужно нырять в глубину, то многие читатели просто бросят эту книгу и пойдут дальше — искать что-то более очевидное.

Шесть. Нет позитива — нет читателей

Читатели любят позитив. Как бы странно это ни звучало. Даже если у вас ужасы, триллер, мистика или детектив с убийствами. Тут стоит разделить общий настрой текста, его посыл — и жанр. Позитив — это то, чего нам всем не хватает. Не все готовы в этом признаться, но, беря книгу, мы выбираем не буквы и не количество страниц. Мы выбираем эмоции, которые нам обещает эта книга. Если текст не сулит ничего, кроме уныния, депрессии и тоски — то независимо от жанра его вряд ли дочитают.

Приведу не очень хороший пример, но — классическая литература у нас ассоциируется со скукой, затянутостью, занудством (школьные травмы, ага). Мы же не будем выбирать такую книгу, правильно? Мы хотим развлекаться, а развлечение это всегда позитивные эмоции. Да, они могут иметь лёгкий, так сказать, минусовый оттенок — например, мы так же идём на американские горки. Нам страшно, мы орём от ужаса, но в итоге всё равно получаем кайф.

Так и здесь. Вот это удовольствие, позитив, приятное послевкусие — то, чего хотят читатели. То, чего нам всем не хватает. И если после прочтения даже самой гениальной потрясающей книги у читателя остаётся ощущение тоски и уныния — он, скорее всего, подумает: да, книга крутая, написана здорово, но больше этого автора читать не буду, увольте, мне в жизни такого хватает.

Писательские горки

Семь. Не каждый читатель — сверхграмотный гурман

Это моя любимая иллюзия, которая, наверное, свойственна всем перфекционистам вроде меня. Иллюзия о том, что людям важна грамотность, насыщенность текста, его полнота, богатство словарного запаса. Иногда действительно это важно. Но те, кто идет в книгу за всем перечисленным — скорее, исключение. Это гурманы, а не рядовые читатели.

Большинство же читателей, как правило, либо прощают ошибки, либо вовсе не могут их заметить. Если словарный запас у автора примерно равен читательскому, то всё прекрасно, но если у автора он богаче — то книга начнет казаться заумной. И к этому надо быть готовым — думая, что вы можете сделать свой текст привлекательнее, насытив его редкими словами, вы рискуете. Возможно, вы создадите крутую атмосферу, но. По моему опыту, использование редко употребляемых слов всегда требует от автора их разъяснения именно в тексте. Не сноской. Потому что читать эти сноски — всё равно что читать толковый словарь. Вот я пришла после работы уставшая, хочу отвлечься и развлечься, беру книгу, а там бесконечное термины. Зачем это мне? Я не ставлю себе задачу перегружать мозг ещё больше. По этой же причине сложные запутанные книги, где нужно мозговать и где без вдумчивости история теряет смысл, не популярны.

Сноски в конце книги

Иллюзия о тотальной начитанности, сверх-грамотности и высочайшем IQ всех читателей — это иллюзия. Да, действительно есть те, кому книга среднего уровня покажется пустой, кто хочет отсылок, терминов, проработанной матчасти и так далее. Но таких читателей, опять же, меньшинство.

Восемь. Не все увидят всё

Ещё. Читатель видит в тексте ровно столько, сколько написано и сколько он способен увидеть — а не сколько вложил автор. Не стоит забывать и о том, что у каждого из нас — свой жизненный опыт, поэтому одни и те же ситуации и слова разные люди будут воспринимать по-разному, основываясь на своём объеме знаний, нюансах восприятия, своих травмах, в конце концов, элементарно на своём возрасте. Поэтому каждый читатель всегда сможет найти в тексте что-то крутое, даже если автор этого сам не видел и не хотел. А на очень ярком классном моменте, наоборот, может сказать — ну а что здесь такого? Ничего особенного.

И к этому тоже нужно быть готовым — что читатели не будут замечать заложенные смыслы, что они будут придираться к описанным ситуациям или даже обвинять вас в некорректных взглядах. Нельзя угодить каждому, нельзя учесть позицию и опыт каждого читателя. И именно поэтому идеальный текст написать невозможно. Его можно было бы написать только в одном случае — если бы его читали ваши клоны 🙂

Дюма и критики

Девять. Люди не смакуют, а сканируют

Никто не будет вчитываться в аннотации или вглядываться в обложку в поисках каких-то деталей. Люди пробегают глазами, сканируют. Если текст аннотации длинный, они очень часто даже не начнут его читать, отметая просто из-за визуальной громоздкости. Выбор книг в Сети настолько огромен, что сама суть «выбора» (сорри за тавтологию) теряется. Это как с лентой постов — люди не отбирают интересные материалы, они просто свайпают и скроллят.

Принцип «чем лучше, тем лучше» давно не работает. Работает другой -«чем меньше, тем лучше». Поэтому для рекламы я использую сокращенные версии аннотации. Так есть шанс, что человек хотя бы зацепится глазами.

Так же и с обложкой – чем она выразительнее (чтобы не надо было разбирать шрифт, или пытаться понять, что же там изображено в мелочах, или ломать зрение, различая оттенки серого), тем лучше. Бросается в глаза? Хорошо. Для привлечения. Хорошо ли с точки зрения искусства – вопрос. Как правильно и как лучше? Единственный верный ответ – каждый решает сам, исходя из своих целей: привлечь и продать или создать.

Десять. Если вас не читают — это не значит, что вы никому не нужны 🙂

Свет клином не сошёлся на авторе и его книгах. Если у вас вышла новинка, это событие только для вас – и не надо думать, что все читатели мира тут же кинулся на нее, как будто только этого и ждали. Даже ваши ПЧ не кинутся.

Но не надо и думать, что ваше творчество совершенно никому не интересно. Ведь если вас не читают вотпрямщас – то не обязательно из-за ненужности. Люди могут читать другую книгу, могут быть заняты, могут, в конце концов, просто отложить ваше произведение, чтобы им насладиться 😉

Мир не вертится только вокруг вас. И это же хотелось бы сказать тем, кто всюду ищет заимствования. Далеко не каждый автор захочет тащить себе чужие «фишки» — и далеко не каждый текст заслуживает того, чтобы оттуда что-то брать. Как бы ни хотелось верить в гениальность собственного творения – нет. Мы не гении. И никто не хочет нас намеренно оскорбить. Не надо переоценивать собственную значимость. Мы по большей части никому не нужны.

Какая-то неутешительная картина рисуется, правда? Получается, что мы, в общем-то, почти впустую сотрясаем Сеть. А читателям нужны средненькие книжки на вечерок, которые можно быстро проглотить, не вдумываясь. Вы можете возразить — вот, мол, существует же еще «большая литература». Существуют, в конце концов, раз уж мы говорим о развлекательной литературе, классики фантастики, которые вроде как писали развлекалово, но их книги признаны мировыми шедеврами.

Да, всё так. Но давайте вернемся к тому, о чём я говорила в самом начале. Мы сейчас не о признанных мастерах слова (о том, что собой представляет современная «большая литература» хотя бы в России, я не буду говорить в рамках этого поста). Мы говорим о сетевых авторах, начинающих или едва вышедших из разряда начинающих. И у каждого такого автора есть выбор — либо писать то, чего хочет аудитория, избавившись от иллюзий, либо гнуть свою линию, пытаясь создавать объемные, яркие, сильные тексты (насколько автор, конечно, на это способен).

И во втором случае есть шанс, что автора заметят, что со временем он тоже войдет в список классиков — если его тексты действительно достойны того. Здесь каждый сам должен решить, что ему нужно: гипотетическое признание когда-нибудь в будущем (возможно, даже после смерти, как это случилось с Лавкрафтом) или же сиюминутная любовь читателей.

Всё просто и одновременно сложно. Удачи 🙂

Писатель и крыжовник
(Visited 23 times, 1 visits today)
Поделиться:

Понравилось? Поделитесь мнением!

Ваш адрес email не будет опубликован.