Альтербукинг – создание из бумажных книг украшений, предметов быта и других вещей. Зарождение альтербукинга уходит корнями в Средние века, когда в ходу было соскабливание текста с носителя и создание новой рукописи. Но если тогда это делалось в целях экономии, то сегодня апсайклинг (англ. upcycling — вторичное использование) это, скорее, модная тенденция.
Чего только не делают сейчас из бумажных книг: шкатулки и светильники, часы и вазы, ковры и занавески, бижутерию и мебель. На Толстом можно спать, из Гёте пить чай, в Гомере хранить безделушки. Поделки из книг – это зачастую дешево (обычно используются списанные из библиотек тома) и довольно практично. В теме не только иностранцы, но и россияне — достаточно посетить известный сайт «Ярмарка мастеров».
Мода на книжные поделки постепенно идет дальше попыток создания чашек и скатертей. Из книг строят дома, сооружают пирамиды, возводят башни, выкладывают орнаменты, имитируют природные ландшафты. Пример — проект испанского дизайнера Алисии Мартин «Biografias» — водопад из книг, льющийся со второго этажа старинного здания.
Сейчас в альтербукинге используется масса трудоемких, иногда даже ювелирных техник: драпировка, шелкография, склеивание, гофрировка, выжигание, вымачивание, нанесение штампов и аппликаций, встраивание инородных элементов. Некоторые приемы получили специальные названия: дистресс (состаривание), эмбоссинг (тиснение), квиллинг (бумагокручение).
Еще больше интересного, а также доступ к книгам «в процессе» и уникальным материалам вы сможете найти в моем сообществе:
Буккарвинг — книги как исходный материал
В настоящее время самая актуальная творческая практика — буккарвинг (англ. book — книга + carving — резьба), трансформация печатных изданий в объемные арт-объекты или попросту «резьба по книгам». Для буккарвинга используются специальные ножи и ножницы, часто в ход идут медицинские инструменты — скальпели, диссекторы, пинцеты, зажимы.
Отличительная особенность буккарвинга — концептуализм. Мастера не просто кромсают книжки, но преподносят это как нечто исполненное глубокого смысла, имеющее художественную сверхзадачу и крутой месседж. Концепции буккарверов держатся на трех основных аргументах: «новая жизнь» старой книги (перерождение); «придание смысла» ненужной книге (наделение ценностью); «обнажение сути» всякой книги (отсечение всего лишнего).
Сегодня альтербукинг из маргинальной практики превращается в мейнстрим. За рубежом альтербуки экспонируются в знаменитых музеях, награждаются престижными премиями, изучаются искусствоведами. В России уже выходят практические пособия — например, «Буккарвинг своими руками: шедевры для книголюбов».
Кстати — в «Терре» бумажные книги тоже используются не совсем по назначению. Сначала читай, потом поджигай — таковы правила.
На что все это похоже?
С одной стороны, использование книг не по назначению ставит альтербукинг в один ряд с порицаемым еще с античности бездумным украшательством интерьеров (шпалерными имитациями библиотек, изготовлением книг-муляжей) и действиями библиофилов-«живодеров» (коллекционированием обложек, титулов, иллюстраций отдельно от книг).
С другой стороны, продукт буккарвинга иногда отдаленно еще напоминает свой первообраз, но уже не соответствует понятию «книга».
Такое вот утонченно-художественное, идейное издевательство над книгой. В чем причина популярности альтербукинга? Почему для таких практик используются настоящие книги, а не муляжи с пустыми листами внутри?
Кто-то видит в этом естественное следствие популяризации электронных книг. Бумажная книга сегодня зачастую становится не утилитарным предметом, а объектом коллекционирования. Мы не читаем дорогие, красиво оформленные бумажные томики, а ставим на полку. С другой стороны, дешевые списанные издания, не представляющие сами по себе никакой эстетической и художественной ценности, тоже могут сработать на создание уникального интерьера – оригинального и самобытного при минимальных затратах – но немного иначе.
Выходит так, что все бумажные книги как-то неявно делятся на «ценные сами по себе» и «не представляющие ценности». Последние можно и сжечь, чтобы сделать на фоне эффектное селфи. Или залатать ими дыру в асфальте. Антикварные же тома или просто солидно оформленные серии, на покупку которых можно потратить не один десяток тысяч, ценны сами по себе. Вот только почему-то некоторых художников и это не останавливает. Что это – попытка как-то выделиться, еще один тренд часто странного современного искусства или нечто иное?
(при подготовке использованы материалы «Горький Медиа«)